1.Знакомство с городом и первые впечатления.

Я смотрю в окно. Ночной Ростов  окутан смогом и тишиной. Напротив меня – огни множества серых коробок-домов, они загораются и гаснут, оставаясь молчаливыми стражами чужих секретов. Как проникнуть в их тайну без искажений, наносимых моим присутствием? Как заглянуть за грань дозволенного и никого не обидеть?
Мы привыкли оценивать людей по себе. Переносим свои взгляды и мысли на все, что попадает в поле зрения. Окружающий мир воспринимается нами через призму ощущений и оценок, значит, на него накладывается отпечаток нашей личности. Все, что вокруг нас – это часть нас самих…
Все здесь написанное не заслуживает внимания «истинных» ростовчан. Я приезжая и хуторская девушка. Живу здесь четыре года и тоже считаю его своим городом. Не кокетничаю  и не вру. Конечно, вам  от скуки можно прочитать и постебаться над моими измышлениями. Я знаю точно, что для Вас это прикол и ничего серьезного. Вы все прагматичные люди. Это обнадеживает. Здесь речь пойдет о чувстве абсурда, обнаруживаемом в наш век повсюду, - о чувстве, а не о философии абсурда, собственно говоря, нашему времени неизвестной. Элементарная честность требует с самого начала признать, я толком даже не знаю - чему  эти заметки  больше всего обязаны -  чувству,  разуму или моей наивности? Я думаю - всему вместе.
Стоит в то же время отметить, что абсурд, который я взяла  за вывод, берется здесь в качестве исходного пункта. В этом смысле мои размышления предварительны: нельзя сказать, к какой позиции они приведут. Здесь вы найдете только чисто субъективное впечатление о городе и его жителях, некой, на мой взгляд, увиденной болезни духа ростовчан, к которым  пока не примешаны ни метафизика, ни вера. Таковы мои наблюдения и пределы моего эссе, такова ее единственная предвзятость.
У  всех нас  есть одна национальная особенность - выдавать желаемое за действительность. В просторечии,  по ростовскому,  это называется  « колотить панты». Так говорят в Ростове.  Можно в Москве косить под  москвича, в Краснодаре под кубанца,  в Воронеже под  хохла  или чухонца - прокатит. В Ростове  такой вариант не пройдет! Выдать себя  кому-либо  за ростовчанина  не получится. За это еще и в морду могут дать. Быть  по - настоящему ростовчанином  это не панты колотить, а образ мысли и действий, как свой саундтрек, особое мировоззрение со своими минусами и плюсами. Быть ростовчанином это:
-тусовки на Набережной, Пушкинской, клубах, кафе и барах;
- угощать раками, вяленым рыбцом и лещом важных приезжих гостей;
-пьяный или наркотический угар по пятницам, танцы в компании малознакомых девиц и худых юношей с одинаковыми псевдонебрежными прическами по субботам, физические страдания и душевные терзания по воскресеньям с пивом;
- в рабочие дни монотонная и скучная работа или учеба  и мечты о том, чтобы что-то «замутить» и заработать денег, а по вечерам сидение с друзьями или подругами за кружкой пива или чашечкой кофе  в баре и разговоры  о красивой жизни;
- два раза в год поездка на  Черное море и на недельку за границу;
- иметь в своем лексиконе  обязательный набор слов:  « прикол», «прикид», «тусовка», «кайф», «обломать» – испортить настроение, «кинуть», – обмануть, продать негодную деталь, «забить стрелку»,  «западло»;
-  страстно любить незамысловатую песню «Левый, левый берег Дона»
-  «западло» пить местное пиво  «Балтика» и ходить  в театры и музеи;
- на вопрос откуда ты, отвечать  с гордость: " я С Ростова-папы";
- равнодушие к политике и инакомыслию, преклонение перед богатством и властью;
- косить под мачо или гламурную девицу, барственного джентльмена в превосходном костюме, ценителя лучших вин и владельца самых престижных автомобильных марок;
- полное равнодушие к собрату русскому, презрение к «чуркам», боязнь  и подобострастие к кавказцам;
- по - тихому сдать или заложить другого;
-  пытаться быть  везде и всегда, как у себя дома;
Эту  последнюю едва уловимую разницу  между ростовчанами и не ростовчанами я заметила  уже  в студентах, когда пришла на свою первую лекцию в ЮФУ. Если мы, приезжие, весьма долго, как слепые котята, осваивались с правилами и порядками в университете,то им хватило три дня, чтобы быть здесь, как рыба в воде. Все понять, пробить и чувствовать себя, как в своей родной школе или квартире. Нагловатые,  пошловатые, они сразу нашли « своих», сбились в стаю. Не ненавязчиво дали всем понять, что они хозяева  этого города и они будут решать с кем им дружить, а кого отправить в отстой и потом можно будет призирать и чмарить, чтобы возвыситься и потешить свое самолюбие. Тихо и ненаглядно. В свою очередь, провинциалы тоже  группировались в небольшие разрозненные группки по з-4 человека, чтобы потом во всем подражать горожанам и пресмыкаться перед ними. Процесс  пошел, но как тихое подводное течение. Меня это забавляло, и я с интересом наблюдала за этим явлением, познавая жизнь большого города и его людей и, как не горожане стремились стать ростовчанами в одежде, повадках, жестах и разговоре…

2. Немного истории.

Всем известно,что предки  ростовчан:  казаки, армяне, евреи, турки  - начало  колорита и  их темперамента. Они инфекция, бацилла, холера ростовской болезни, а может и гордости. Кому, как нравится. И только. Потом будет, выражаясь по-научному,   эволюция, а по-простому мутация. И вот они  такие… Какие?
Ростов-на-Дону многолик. Какие только определения не цеплялись к нему в разные времена. Его называли: «Русский Чикаго», «Азовский Ливерпуль», «Город-купец», «Маленькая Москва», «Кабак - город». Однако прижилось «Ростов-папа». Этот криминальный «титул» для города заслужили воры и мошенники, ловкость и изобретательность которых вызывала уважение даже у сотрудников правоохранительных органов. Но это все в далеком прошлом и только миф.  В Ростове  воровали  и мошенничали не больше, чем в любом другом городе России. Просто в нашей стране  люди привыкли жить так: либо ты украл, либо у тебя украли. Если ты украл - молодец, если у тебя украли – лох. Только и всего. Ростов-на-Дону не исключение. Разве только в том, что в городе, как не где, лохов  любят и всегда разводят  по полной программе…Традиция!
Есть даже анекдот на эту тему. Сидит мужик - ростовчанин с двумя удочками у реки. Одна удочка закинута в озеро, а вторую - в небольшую лужу. Подходят рыбачки и все интересуются:  « Поймал? - Мужик молчит. -А зачем вторая удочка в луже,- удивляются они. Там же нет рыбы?» «Секрет!»,- говорит  мужик.- нальете 100грамм, скажу». Те, раздираемые любопытством, соглашаются. Он без улыбки выдает: «Рыбы не поймал, а лохов много. Вы десятые!»
Или такой пассаж. У меня есть один знакомый, ростовчанин . Его зовут Миша. Так он «разводит» на деньги несколько раз в месяц своего родного отца. Картина маслом. Выпивает, садится за руль и едет к первому патрулю ДПС или ГИБДД. Нарушает. Те: «Давай денег!» Он :   «Без проблем! Только едем к отцу! Разводим на две штрафа. Одна часть моя, другая ваша». Всегда срабатывает.
Коренной ростовчанин  сегодня  - это не просто горожанин, а коктейль из русской, украинской, еврейской и армянской крови. Отличительным свойством армянской  крови является предприимчивость и болезненное самолюбие, но это болезненное самолюбие не подкрепляется ни отвагой, ни смелостью: армянин горяч, но робок, особенно если рассматривать его на фоне других кавказских народностей. И русский  тоже горяч, но совсем не предприимчив и  так же робок, но его горячность, ограничивается  рабским терпением и смирением, где еще есть и место ябедничеству. Эта сторона его поведения -  более двухвековое приспособление к реалиям жизни. Работа же еврейского состава заключается, как бы в том, чтобы целовать руку, бьющую его. Целовать - и ненавидеть.  И единственный принцип, который движет всем этим целым  - это деньги, как единственное средство выживания на земле, на которой он родился. Честь, совесть, долг, свобода – это абстрактные понятия второго плана.
Ростовчанин никогда не стоял перед выбором: выгода или правда, а точнее ложь и выгода или правда. Он всегда выбирает ложь и выгоду. Такое мое главное впечатление. И в этом нет ничего удивительного. Ростов всегда был городом лавочников.
С самого своего основания, как  явствует история, в нашем городе жили продуманные, рациональные и бесшабашные люди. Государевы чиновники, таможенники,  казаки, купцы, священнослужители, ремесленники-армяне и другой разнорабочий разный люд. Эволюция   не  смогла в них  убить этот дух и темперамент. Бесшабашность, веселье, кураж  мы унаследовали от наших свободолюбивых предков-казаков, а остальное – мутация, а точнее, что сегодня видим. Купечество, предпринимательство, стремление  жить  тихо и красиво  убили  у ростовчан  дух и тягу к свободе, войнам и смутам. Ростовчане абсолютно аполитичный народ. Им на все плевать и кто их господин - только не мешайте работать и зарабатывать на хлеб насущный.
Уничтожив казачество в тридцатые годы, власть  навсегда дала понять жителям Дона, что можно пить водку, воровать, не работать, молиться – кому что ближе, но ни в коем случае не надо делать никаких общественных жестов и заявлений против существующей власти. Именно по этой причине купеческий город Ростов-на-Дону, на подступах к которому шли ожесточенные бои, был единственным городом в России  тихо сдавшийся немцам два раза без боя  и не получившим статус города-героя при И.В.Сталине. Как не крути, но это исторический факт, о котором мы не любим говорить и пытаемся забыть в угоду своему имиджу, а не стыду.
В послевоенное время  в городе и на Дону практически  никогда не было ни диссидентов, ни самиздата, как это было скажем в Воронеже, Иркутске или в любом другом городе России. Самиздат  « Кора дуба» я во внимание не беру. Там  духом инакомыслия  даже не пахнет. История, к примеру, иркутского самиздата — это история прежде всего людей, ярких, неравнодушных, смелых, отличавшихся от всех остальных — знавших ничуть не меньше — лишь тем, что они не молчали. За самиздат можно было пострадать, но в то же время участие в самиздате в какой–то мере спасало от безвестности и произвола властей. В Ростове такого вольнодумства  в послереволюционный и послевоенный периоды не наблюдалось.
Яркий  пример тому – события в г. Новочеркасске. Горожане, рабочий люд  «Ростсельмаша», были глухи  к призывам жителей этого города  поддержать их действия во время и восстания в 1962 году на заводе НЭВЗ. Равнодушие, «моя хата с краю»  -   еще одна характерная черта жителей  нашего города. Как не крути и не пантуйся!  Даже не знаю, как к этому относиться?

3.Синдром лавочника или болезнь духа?

Как известно, законы жизни  - свойства самого бытия, они даны в самой действительности, а не привносятся субъектом. Именно поэтому, кто  прожил даже немного  в Ростове-на-Дону вольно  или невольно заражается духом этого города. Привыкает к его атмосфере, нравам и порядку и становится  со временем таким, как все. Замечаю это даже в себе. Вольно или невольно, любой приезжий становится рабом этого города и его духа. Он зачастую не замечает этого рабства и даже любит его. Но, человек так устроен, что ему нужна и свобода. Природа!
Понятное дело, что свобода не легкая вещь. Очень трудная, ответственная, да еще опасная. Остаться в рабстве легче. Ни проблем, ни забот   «Дух - есть свобода, а свобода есть победа духа»,- считали наши предки, донские казаки. Ростовчане  утратили этот дух свободы!
Ошибочно было бы думать, что рабство человека происходит всегда от власти животно-материальной стороны человека. Проблема в том, что  человек свободный должен чувствовать себя не на периферии объективированного мира, а в центре мира духовного. И в этом  болезнь жителей провинциального городка. Духовность, свободомыслие здесь не поощряется. Свидетельство этому скучная и однообразная местная пресса без «крамолы», городские интернет-сайты полные официоза и примитивных форумов. Абсолютное отсутствие свежей мысли и свободного духа. Скучно, убого, примитивно. (Ростов.ру, 61 регион, Деловой Ростов, Ростов официальный и т.д.)
Обыкновенно говорят, что вдохновение опасно, как опасна любовь, как опасно всякое творчество. Безопасно лишь послушание и смирение. Это иллюзия и самообман, хитрость ложной аскезы, жертвой которой делается человек. Нет ничего безопасного, нет такой выделенной и укрепленной сферы, в которой человек хотел бы себя чувствовать вполне безопасным и гарантированным. Духовная жизнь опасна и рискованна. Об этом свидетельствуют описания наиболее замечательного духовного опыта человечества. Я имею в виду духовную жизнь и гонения  таких ярких людей, властителей дум  как  А.И.Солженицын, академик  А. Д. Сахаров, И. А. Бродский и многих других людей.
Испытания, опасные испытания существуют именно для людей духовных. В большей безопасности находятся простые лавочники. С испытанием, соблазном, опасностями и риском связано достоинство человека как свободного духа. К таким людям можно отнести А. С. Политковскую,
Д. Ю. Холодова. За это их  убили. В Ростове не убивают. Просто такие люди здесь не живут. Убивают только на бытовой почве и бизнеса.
Сегодня в городе не принято   говорить простые, правильные и важные вещи. А если говорить, то надо быть совсем не искренним и  казаться высокопарным идиотом. Люди  в городе  очень редко могут  себе позволить искренность —  все боятся показаться глупыми или убитыми. Это тяжелое и тупое наследие идеологии  советской эпохи. Некогда искренняя и запальчивая, она, соответствуя изношенности идеологии, закоснела, окаменела, утратила какую бы то ни было связь с живой жизнью, с общественными настроениями, с нормальным человеческим восприятием жизни и плавно теперь перекочевала в наше время.
«Самое искание безопасности и гарантированности есть дурной соблазн в нашей современной  жизни, есть ложь и самообман. Возрастание духовности есть возрастание опасности, а не безопасности. Только  обывательство ищет безопасной, укрепленной, обставленной гарантиями почвы. Послушание и смирение тоже могут быть опасны и при этом в самом дурном смысле слова, могут оказаться даже опаснее вдохновения и творчества. Послушание может быть рабством человека, сваливанием всего на других, изменой духу, который есть свобода, и величие  человека. Самые послушные люди легко служат злу, отказываются от своей совести. Послушание превращается в послушание злу»,- писал великий  русский философ  Н.А.Бердяев.
Как-то «Ростов официальный» спросил, как бы своего знаменитого  земляка Ивана Кононова, автора песни  «Левый, левый, берег Дона …», прожившего в Ростове  8лет, почему у него всего одна песня о городе. Он искренне удивился вопросу и сказал: « А о чем там еще писать? Город лавочников!»
Религия –   совсем не важная часть человеческой природы ростовчанина. Он верует не веря. Так, для пантов. Сама его природа никогда не станет религией. Он считает, зачем молиться тому, что  так не очевидно. Деньги – его единственный бог. Закон и  вера всего лишь ширма, за которую он прячется, чтобы соблюсти приличия, где все в городе продается и покупается.
Я знаю, что в этом городе есть и другой город и другие горожане. Не показной,  скромный и великий духом, но  такой маленький и хрупкий. Он для меня в таких необыкновенных людях города, как легендарный А. П. Берест, преподаватели   ЮФУ: Ф.В. Тумилевич, Р. Я. Саакян, Н. Д. Чичикина, А.И. Станько, А.И. Акопов, Н. В. Забабурова, Е. А. Корнилов,  прогрессивный декан Я.Р. Симкин, который впервые  ввел свободное посещение лекций для всех студентов.
А еще, в таких людях, с которыми познакомилась лично во время своей учебы в университете. Это наши преподаватели, люди   высочайшей культуры и духа, такие как неподражаемая Е. С. Жак, Н. И. Бусленко, Г.Г. Хазагеров, В. В. Смирнов, Л.А. Введенская, С. Н. Зотов. Их мир, их дух, их город - мне ближе и понятней.

4.Нравы ростовчан и отцов города.
Ростов – город парадоксов и контрастов, как его архитектура, проспекты и дороги. Развивается он стихийно и без всякого генерального плана развития.  Но это отдельная тема. Одно удивительно.
Отцы города  могут бездумно вкладывать огромные деньги в благоустройство и озеленение своих центральных улиц и площадей, чтобы на следующий год все пересаживать или менять, скажем, тротуарную плитку, на другой цвет. В то время, как  на соседних улицах все, как после бомбежки во времена войны. Или зимой ремонтировать водоводы или теплотрассы, а еще класть асфальтовое покрытие на мерзлую землю. Не знаю, что здесь больше коррупции или глупости.
Настоящие ростовчане трепетно относятся к  имиджу своего  города и всячески пытаются держать марку. Хотя, скорее всего, это у них   в крови. Где бы они не бывали – их сразу узнают  по особому темпераменту и  куражу, а уточнив, что они действительно из Ростова-папы, тут же стараются всячески высказать уважение и симпатию  к этому городу и его представителям.
Что самое удивительное, это относится к любой личности, не смотря на то, кто ты по своему общественному положению: чиновник, батюшка, бизнесмен или бомж. Как говорится:  «Ростовчанин, - он  и в Африке  ростовчанин». И те, в свою очередь, стараются соответствовать  сложившемуся у людей  образу и своему хлебосольному городу. Хотя, наверное, не стараются, а это у них само собой получается. Оно  живет у них в  крови. И это далеко совсем не панты! Как и двойная мораль.
Если ты успешный и уважаемый человек в городе, то тебе можно все: ездить на красный  цвет светофора, посылать всех на три буквы, хамить и даже наблевать,  будучи пьяным, на мундир представителю власти. Никаких проблем. Правда за это придется хорошо заплатить. И никакой морали.
Пьяные парни могут любую незнакомую девушку затащить силой в машину в центре города, а все отвернутся и сделают вид, что они ничего не видели.
Если девушке поставить  для себя цель «найти здесь любовь» ростовчанина, это значить, как «переспать со всеми мужчинами города». Для ростовских мачо  совратить приезжую девушку, а потом ее бросить - высший пилотаж. Многие приезжие провинциалки на это клюют, а потом выходят замуж за своих местных из деревни, хутора  или аула.
Мой знакомый  ростовчанин по учебе в университете женился на немке и уехал в Германию жить. Тихий и интеллигентный парень. О таких говорят: «Мухи не обидит». Недавно узнаю. Его посадили там за хулиганство, Он откусил ухо полицейскому, который  плохо отозвался о его Ростове - папе.
В Ростове-на-Дону  существует традиция: каждый год перед пасхой железному жеребцу, стоящему в центре города, возле областной администрации, красить яйца в зеленый цвет. Как  городские власти не старались с этим бороться, злоумышленники ухитрялись-таки красить их. И вот мэр города накануне светлого воскресенья, дал команду установить круглосуточное дежурство стражей порядка у памятника.
Милиционеры, трое ростовчан, свято исполняли свой долг. Злоумышленники не появились.  Сидят они уже под утро в патрульке перед  памятником, сонные, усталые. И тут один из них говорит: «Мужики,  а ведь не порядок! Горожане привыкли на пасху видеть крашеные яйца у коня.  Пасха, святое дело. Мы же не безбожники, нельзя нарушать наши традиции». Мужики переглянулись. Один из них говорит: « А у меня дома есть банка зеленой краски, хотел ворота покрасить. Сейчас смотаюсь!»
Через час, к рассвету, яйца лошади сверкали свежевыкрашенной зеленой краской! Довольные мужики срочно покинули площадь. Говорят, что их начальник за это упущение в службе даже не поругал. Что не говори:
« Ростовчане, есть ростовчане!».
Сегодня позвонил мне мой дед. Болеет. Очень мучает двухсторонняя грыжа. Операцию не хочет. Просил купить бандаж. Бросила все поехала искать. Нашла. А в аптеке передо мной стоял старик. Примерно ровесник моего деда. Очередь еле двигалась. Седая трясущаяся голова и сгорбленная спина в парусине навевали мысли о тяжелом бремени старости. Нестерпимо стало жалко своего деда и всех стариков.  Осуждение и презрение ко всем и самой себе  за  дежурное выслушивание их болезней про «двойной катетер  и алюминиевый костыль», другие болезни…
Но тут мой старичок из очереди бодро покупает мазь от ревматизма, виагру и валидол, и разухарившись, заказывает  себе новые очки и десять пачек презервативов. Ростовскими пантами здесь даже не пахло. В этом убедилась.  Я сначала не заметила, но рядом с ним  в очереди стояла разукрашенная девица, которая вышла вместе с ним из аптеки. Вот тебе и старичок, вот тебе и ростовчанин.
Как давно  замечено - деревня, хутор, город  - это прежде всего люди. Их традиции, нравы, поступки. Таким я увидела этот  продуманный и аполитичный город и его жителей, не лишенных  человеческих слабостей, но лишенных   духа  свободы и творчества.
Я люблю ночь. Город - монстр спит. Я растворяюсь в ночи, в ее дожде, огнях,  отражениях, чтобы облегчить  на себе  тяжесть его не духовного бытия.